Как устроен Монтессори-сад
Детские сады школы-Монтессори
Метод Монтессори популярен во многих детских садах всего мира. Все учителя детских садов-школ проходят обязательный курс подготовки. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться каждый Монтессори-учитель.
Ведь в методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми.
Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо!Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно.
Как строится группа Монтессори в детском саду?
Классический вариант системы Монтессори предполагает занятия с 3-х лет. Каждая группа в детском саду – это семья, в которой занимаются дети от 3 до 7 лет. Ребята занимаются все вместе, в одном помещении, которое может быть разделено на рабочие зоны легкими шкафчиками-перегородками)
Мария Монтессори заметила, что дети учат других детей даже лучше, чем взрослые. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов от 3 до 6 лет. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру.
Количество детей в разновозрастной группе может быть от 10 до 20 человек. При этом, ребенок может работать индивидуально и в малых группах, осваивая постепенно письмо, чтение и счет в своем собственном темпе. Обязательно наличие коллективных коротких занятий, так называемых «кругов», которые могут быть тематическими, рефлексивными, музыкальными и другими.
Основной способ жизни — свободная работа с предметами окружающей среды. Это касается и улицы, и дома, и всех помещений детского сада — столовой, раздевалки и т.д.
Монтессори-класс включает в себя множество зон: языковая, географическая, математическая, естественно-научная, умственного, сенсорного, общего развития и пр. В каждой зоне свои занятия, где ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п.
Дети учатся концентрировать внимание и развивать крупную и мелкую моторику; изучают окружающий мир, осваивают письмо и чтение, основы математической системы. Огромное внимание уделяется сенсорному развитию ребенка через упражнения с цветом, формой, звуком, тактильностью.
В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Каждый ребенок может сам выбрать для себя зону и конкретный Монтессори-материал, с которым ему хочет поработать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. соревнований!
Развитие детей идет в 5 областях:
- сенсорика (развитие органов чувств)
- навыки практической жизни
- математика
- родной язык
- космическое воспитание
Космическое воспитание - это термин Марии Монтессори. Сюда входят азы географии, биологии, физики, химии. По мере возможности и по желанию родителей в группах организуют занятия рисованием, музыкой, иностранным языком, физкультурой на основе философии Монтессори.
Выбор материала для работы зависит от желания ребенка. Но, зная этапы развития, общие для всех детей, педагоги могут мягко стимулировать процесс. Вначале дети занимаются в основном сенсорикой (это очень важно, так как дает базу для развития и активной работы в других зонах), а так же упражнениями из практической жизни в виде разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытья рук, посуды, стирки, глажения, застегивания пуговиц, молний, кнопок, и т.д.
Основной целью этих практических упражнений, является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.
Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься с 2,5-3 лет. Еще один важный момент! Это поддержание порядка….
Мария Монтессори предложила малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. И не только потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Она считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать.
Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.
Мария Монтессори никогда не отрицала важной роли игры в процессе развития ребенка. Но основное место в методе Монтессори занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Здесь применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.
Интерес к окружающему миру, возможность постигать его в специально созданной среде своими способами и темпом ,умение договариваться и разрешать конфликты между собой, готовность принять новые правила и условия, вот что выгодно отличает Монтессори-школы от обычных детских садов.
Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.